Сложный разговор
Неприятная, но всего лишь технология.
Часть 2
ПРОВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ
Итак, вы готовы, есть соглашения сторон в нескольких вариантах, документы по дисциплинарным взысканиям, стакан воды и коробка бумажных платочков. Пара свидетелей в засаде тоже могут быть не лишними.

Что еще нужно предусмотреть при разговоре об увольнении?
Для вдохновения перед беседой посмотрите фильм "Мне бы в небо" с Дж.Клуни. Там тема раскрывается полно и с неожиданных сторон.
Людмила Покотыло
коуч, тренер
Подготовьте место
В идеале - кабинет, который подчеркивает статус. Положение выше-ниже, за столом-у стола, на кресле-на табуретке, это работает на увеличение вашего образа Я (см. Лукас Дерск "Социальная панорама)

Позаботьтесь, чтобы в кабинет никто не входил!!! Нет ничего хуже уборщицы, которая заходит со шваброй в тот момент, когда ты приводишь самые главные аргументы в разговоре. Также для проведения разговора не подходят проходные комнаты, коридоры и лестницы.
Рекомендую держать в голове три плаката:
- я тебя уважаю;
- я понимаю, что сообщаю тебе неприятную весть;
- я хочу достичь свою цель.

Эти установки помогают не скатиться в жестокость или жалость по отношению к собеседнику, сохранить человеческое лицо и добиться цели.
Начните с цели встречи. Это 2-3 заготовленных предложения, в которых вы сообщаете о причинах и решении. И предлагаете сотруднику сделать, что запланировали, например, подписать соглашение сторон на определенных условиях.

Если вы ждете продуманного диалога и надеетесь на подготовленные ответы-заготовки, хочу вас огорчить - не получится. Разговор может пойти в любое русло. Хорошая новость - последовательность эмоциональных реакций в определенной степени предсказуемы. По международной шкале стресса увольнение приравнивается к потери близкого человека, и эмоциональные реакции могут соответствуют этапам проживания горя — гнев, торг, депрессия, смирение.

Гнев

В первую очередь, подготовьтесь к шквалу обвинений, или слез, или ступору, или любой другой ярко выраженной эмоциональной реакции. Если вы были наблюдательны и внимательны в процессе работы, то сможете спрогнозировать реакцию подчиненного. Если же реакция претендента на увольнение стало для вас сюрпризом, то задумайтесь над некоторыми своими компетенциями.

На этом этапе самое сильное желание - свернуть беседу, начать жалеть собеседника, «подсластить пилюлю» и вообще не выглядеть монстром. Если вы - не первое лицо, то рискуете попасть в тупик. Ловушка в том, что в стремлении ослабить собственные негативные переживания захотите дать человеку больше, чем в ваших силах. Откупиться. Стандартная управленческая задача становится проблемой, и негативные чувства, от которых вы бежали, накроют с еще большей силой.
Торг

Это время аргументов. Главный вопрос - почему я? Он может звучать по разному: на каких основаниях..., с чего вы взяли..., кто решил и т.д. Если вы проигнорировали сбор аргументов на стадии подготовки, то проиграли. Хотя бы потому, что сопротивление работника будет энергетически мощнее, а мотивация выше, чем ваше прилежание в выполнении задачи.
Верно на этой стадии применять метод заезженной пластинки: на требования объяснений приводить аргументы "по кругу", перефразируя их.
Людмила Покотыло
коуч, тренер
Депрессия и смирение

Эту стадию можно узнать по снижению напора и переходу к обсуждению условий. Сотрудник смиряется с новостью и начинает в голове формировать некое новое будущее.

Если вы хорошо управляете своими чувствами, то помогите сотруднику по-новому посмотреть на ситуацию, возможные преимущества и перспективы. Но если чувствуете, что можете начать спасительствовать, жалеть и испытывать чувство вины, то воздержитесь. Не рискуйте своей психологической безопасностью. Предложите подписать документы и обсудите детали - можно ли в период отработки сотруднику приходить на час позже, что доделать и кому передать дела.
Это не последнее действие, которое нужно сделать в процессе расставания с сотрудником.

Вы позаботились о том, кто ушел.
Позаботьтесь о тех, кто остался.
При любом увольнении по инициативе работодателя сообщите об этом коллективу. Сами. На плановом собрании или соберите отдельно. В противном случае слухи будут работать против вас.

Если сотрудник был уволен по негативным основаниям, то оставшиеся должны знать за какие проступки увольняют. Если обстоятельства были другими, то сообщите о них, отзовитесь об уволенном тепло, и с уважением, скажите, какие гарантии и дополнительные условия он получил. Это снизит тревогу у вас и коллектива.

Из опыта могу сказать, что авторитет руководителя, выбравшего такую тактику, вырос, а имидж улучшился











В статье сложно рассказать обо всех нюансах увольнение сотрудника. Разная реакция у низкорезультативных, но тихих, и расчетливо-наглых сотрудников, уверенных в востребованности, и тех кто уверен в обратном. Я обобщила свой опыт, который позволит вам оставаться в психологической безопасности в процессе достижения своей цели.
Made on
Tilda