- ЦА, сегментирование
- Каким участник заходит на курс. Точка А.
- Каким участник выходит с курса. Точка Б.
- Путь участника от точки А в точку Б.
Типы возможных результатов курса:
- Рост осведомленности и осознания: не знал-узнал, не понимал-понял, не осознавал-осознал.
- Развитие навыка, умения: не пробовал-попробовал, не умел-получилось,
- Переживание и трансформация: не испытывал-испытал, не чувствовал-почувствовал, увидел изменения.
На этом этапе нужно определиться с примерной тематикой курса и вашей целевой аудиторией, наметить образовательную цель (чему ваш курс должен научить слушателя, что он должен ему дать) и бизнес-цель (что вы сами хотите получить от курса — выручку, развитие личного бренда или что-то ещё). Важно понимать, что здесь вы формулируете гипотезу, предположение, которое дальше будете проверять.
Например, ваша профессиональная область — работа с тревожностью. Значит, на этом этапе важно определиться, хотите ли вы сделать продукт для тех, кто повышает квалификацию, т.е.психологов, или для тех, кто хочет узнать о тревожности немного больше, познакомиться с явлением, или же это углубленный курс с элементами терапии.
Здесь нужно ответить на вопросы: кто ваши участники, какие общие признаки их объединяют, какие у них проблемы или вопросы в той сфере, которой будет посвящён ваш курс, какие цели.
Эта информация пригодится:
- при составлении программы — позволит сформулировать учебные результаты так, чтобы они помогали ЦА достичь конкретной цели или решить проблему;
- при продвижении курса — будет понятнее, как сформировать уникальное торговое предложение, чтобы привлечь ЦА к вашему курсу.
Вот что важно выяснить про целевую аудиторию на этапе исследования:
- Тип клиента — кто купит ваш продукт, а если курс бесплатный, кто будет заинтересован в том, чтобы его пройти.
- Общие черты клиента — какой он, о чём думает, чем живёт. Эта информация пригодится в продвижении курса, чтобы говорить с аудиторией на одном языке, более точно доносить до неё преимущества продукта. Для этого в маркетинге часто используют метод персон — о нём мы писали в одной из статей.
- Проблемы — что тревожит потенциального клиента, что у него не получается в той сфере, которой будет посвящён ваш курс.
- Мотивация — какая цель у клиента, как он хочет решить свою проблему.
- Критерии выбора — что для клиента важно при покупке обучения, при выборе онлайн-курса.
Исследование ЦА можно провести двумя методами. Первый —
опрос. Для этого нужно создать анкету с необходимыми вопросами, а затем обратиться в профильные сообщества (это может быть группа во «ВКонтакте» или канал в Telegram) и попросить участников её заполнить. Правда, нужно быть готовым к тому, что отзовётся не очень большое количество людей, и чем длиннее анкета, тем меньше будет откликов. Идеально, если у вас имеется собственный профессиональный блог или канал — тогда опрос можно провести среди подписчиков, и ответов будет больше, так как эта аудитория уже лояльна к вам.
Второй метод исследования ЦА —
глубинное интервью. При этом варианте происходит личное общение с несколькими представителями целевой аудитории. Их можно найти опять же в профильных сообществах или среди своего окружения — друзей, коллег, клиентов и так далее. Больше о проведении интервью и опросов можно узнать из нашей
статьи.
При анализе целевой аудитории часто используют так называемую карту эмпатии — мы рассказывали о ней подробнее
здесь.